111033, город Москва, Волочаевская улица, дом 40г строение 4, этаж 1. офис 1.33 8 (495) 142-53-60

ГПУ президента раскритиковало реформу процедуры банкротства

Юристы Кремля выступили против реформы банкротства

Они призывают не спешить и предупреждают о волне банкротств в 2021 году

Государственно-правовое управление президента (ГПУ) раскритиковало реформу процедуры банкротства, предложенную Минэкономразвития. VTimes ознакомились с копией замечаний, которые ГПУ направило в правительство, ее подлинность подтвердили два федеральных чиновника. Правительство получило письмо ГПУ и работает над замечаниями, сказал его представитель. Его коллега в Минэкономразвития отказался от комментариев.  

Переходная реструктуризация

Сейчас действует мораторий на банкротства. После его отмены с 2021 г. и бизнес, и юристы, и чиновники ждут волну банкротств, которая может оказаться гибельной для многих компаний. Защищать жизнеспособные бизнесы от разрушения и в то же время упрощать переход активов и трудовых ресурсов в эффективные сектора призывали эксперты МВФ в докладе для G20. Поправки в закон о банкротстве, по замыслу их авторов, должны помочь решить эти задачи. И хотя они были подготовлены Минэкономразвития еще в начале 2020 г., приниматься и внедряться они будут уже после снятия моратория, когда начнет раскручиваться спираль банкротств.

Главное нововведение – появление процедуры реструктуризации долгов, которой Минэкономразвития предлагает заменить сразу три существующие сейчас – финансовое оздоровление, наблюдение и внешнее управление. Идея вовсе не новая. Она была предложена еще во время финансового кризиса 2009 г., вспоминает арбитражный управляющий Евгений Семченко. Наблюдение (см. врез в конце статьи), когда управляющему дается время, чтобы понять, нужно ли ликвидировать бизнес, в 99% случаев заканчивается ликвидацией банкрота, рассказывает он. За это время долги предприятия только накапливаются, как и риски вывода активов. Так, в 2019 г. из более чем 10 000 дел с процедурой наблюдения только 17 закончились началом финансового оздоровления, свидетельствуют данные судебного департамента при Верховном суде. Внешнее управление более эффективно – оно дает шанс кризисному менеджеру наладить дела компании, но оно вводится лишь примерно в 10% дел о банкротстве, говорит Семченко.

ГПУ предлагает более плавные изменения – убрать процедуру наблюдения, а финансовое оздоровление и внешнее управление сохранить еще минимум на два года, параллельно запустив процедуру реструктуризации. Кредиторы в таком случае смогут выбирать наиболее удобный для них вариант.

Юристы Кремля так объясняют необходимость переходного периода:

  • слишком рискованно отменять все действующие реабилитационные процедуры сразу;
  • арбитражным управляющим придется быстро привыкать к новым правилам, из-за этого правовая определенность снизится, как и доверие бизнеса к механизму банкротства;
  • новая судебная практика будет долго формироваться в условиях неизбежного роста числа банкротств после окончания моратория, что создаст дополнительные риски;
  • кардинальное изменение правил приведет к тому, что кредиторы просто не станут пользоваться реструктуризацией и будут ликвидировать бизнес.

Переходный период – совершенно правильное предложение, поддерживает юристов ГПУ арбитражный управляющий Кирилл Ноготков: план реструктуризации может долго оспариваться разными кредиторами, а практики разрешения таких конфликтов нет. За два года, которые предлагает подождать ГПУ, практика как раз сформируется, объясняет Ноготков. А вот партнер BCLP Иван Веселов считает, что поскольку реструктуризация напоминает более усовершенствованную процедуру внешнего управления, то введение двух схожих процедур излишне.

ГПУ предлагает не только не спешить с реформой, но и скорректировать саму процедуру реструктуризации. Например, по законопроекту во время реструктуризации только миноритарные совладельцы должника, владеющие не более 1% акций или долей, смогут участвовать в допэмиссии акций или увеличении капитала. ГПУ с таким ограничением не согласно, поскольку именно мажоритарные акционеры наиболее заинтересованы в восстановлении бизнеса.

Бизнес тоже был против таких правил. РСПП предупреждал, что вырастут риски рейдерских захватов компаний, если ограничить право их основных владельцев участвовать в допэмиссии. Это очень большой риск, согласен Ноготков. Такое ограничение усложнит восстановление платежеспособности за счет мажоритарных акционеров, отмечает Веселов.

Налоговый залог

Есть у ГПУ претензии и к одной из самых спорных идей законопроекта – сделать налоговиков залоговыми кредиторами. Федеральная налоговая служба (ФНС) уже получила это право в 2019 г., когда были приняты такие поправки в Налоговый кодекс. Но без поправок в закон о банкротстве воспользоваться своим правом налоговики не могли, говорит арбитражный управляющий Сергей Домнин. И Минэкономразвития предлагает дать им такую возможность. В таком случае ФНС, как и другие залоговые кредиторы, получит серьезные преимущества – сможет получать деньги от продажи залога, не дожидаясь формирования конкурсной массы, а также определять порядок проведения торгов залога.

Согласно поправкам, налоговики будут становиться залоговыми кредиторами по решению суда, если компания не погасила долг перед бюджетом или скрыла его и имущество еще не было заложено. Впрочем, в некоторых случаях ФНС сможет претендовать и на ранее заложенное имущество, например, если к моменту его передачи в залог уже было принято решение о назначении или продлении проверки. Узнать о проверке кредиторы смогут в ФНС.

Принятие такой поправки может серьезно изменить баланс интересов публичных и частных кредиторов, опасается ГПУ и предлагает еще раз обсудить идею с кредиторами, экспертами и бизнесом. Частные кредиторы свое мнение уже высказали – РСПП выступил против. Не поддерживали идею крупные банки. Если сделать налоговиков залоговыми кредиторами, банки просто перестанут выдавать кредиты, предупреждают два сотрудника крупного и среднего российских банков. 

Но ФНС сможет стать залоговым кредитором, только когда появится долг перед налоговой, если же имущество до этого уже было заложено, например, в банке, то у него будет приоритет, спорит федеральный чиновник. О начале проверки или нарушениях банки смогут узнать у ФНС, продолжает он. Представитель ФНС не ответил на запрос VTimes. 

Не всё сразу

На доработку законопроекта и его повторное согласование уйдет минимум месяц, говорит чиновник Минэкономразвития. Значит, проект будет принят не раньше 2021 г., а вступит в силу еще позже, отмечает другой федеральный чиновник. Массовые дела после снятия моратория начнутся в апреле – мае 2021 г., считает Семченко. И банкротиться компании будут по старым правилам. Но лучше понятные правила, чем новые процедуры в разгар конфликтов, уверен он.

 

Copyright 2020 © VTimes, все права защищены


Дата публикации: 16.11.2020 14:09